Вот и в этом фильме уже с начала повествования мы можем понять, что несмотря на то, что жители этой рыбацкой деревушки христиане, сострадание им довольно чуждо, поскольку каждый старается выжить как может. Да и главной в пантеоне богов у рыбаков является богиня океана, которая кормит и поит их, и ее благоволение имеет куда больший вес, нежели христианская этика. Быть может, жизнь рыбаков и правда настолько нелегка, а может просто звезды так совпали, что главному герою, бастарду
Томасу, в детстве потерявшему мать, очень не повезло столкнуться с предрассудками жителей этой деревни и, в особенности, со своим отцом. Мальчик озлобился на весь мир и стал фактически изгоем. На юнце Томасе отлично сработал закон жизни - "не ты её, так она тебя", который он изучил довольно быстро и потому зубами уцепился за свою жизнь и научился выживать в довольно жестоком и несправедливом (уж по отношении к нему точно) мире.
Встреча с
отцом Сэмом для мальчика была знаковой. Благодаря мудрости и христианской этике, распространяемой новым священником, мальчик понимает, что, возможно, не все в жизни так жестоки и запуганы собственной судьбою, как жители его деревни. Мне очень понравился актёр, сыгравший отца Сэма. Его герой, несмотря на некую однобокость характера , всё же привносит луч света в это тёмное царство, преображая сначала жизнь Томаса, а затем и всей деревни.
Появление
Бергманса, изначального антипода Сэма, вызвало некоторый приступ скепсиса(опять же из-за довольно явной направленности характера героя), но затем было довольно интересно, насколько далеко может зайти этот человек в своём безумии. Ведь, по сути, если мы посмотрим на двух главных героев непритязательным взглядом, мы увидим, что они традиционно символизируют собой доброй и зло. Тем не менее, события фильма дают нам возможность не списывать весь сюжет на элементарную показательную и поучительную историю о борьбе идеального Добра и совершенного Зла. А всё потому, что Бергманс решил доказать всему миру и в первую очередь себе, что он чего-то стоит, а поскольку его идейное противоречие с Сэмом случилось еще в семинарии, он решил противопоставить себя ему и разыграть роль эдакого хитроумного Дьявола. В эпизоде на корабле, когда Бергманс в исступлении разговаривает сам с собой и уговаривает себя самого убить собственную дочь, которой, к слову, тоже пришлось натерпеться от папочки еще в детстве, это видно больше всего. Он при любом удобном случае провозглашает себя совершенным Злом, способным силой своего гнева и порочности разрушить все, что зиждется на принципах добра. Но в том же самом эпизоде на корабле он прокололся, ведь дочь убить он не смог - его гнева и импульсивности не хватило для совершения абсолютно бессмысленного убийства невинной девушки, психическое состояние которой по его вине весьма шатко.
Дочь,
Беа, - ещё один знак Божий, ниспосланный Бергмансу, чтобы он, возможно, образумился и перестал убеждать себя в отсутствии добрых начал в своей натуре. Мне понравилось, что Томас, хоть и перешел на сторону Бергманса на время заключения Сэма (что не удивительно, учитывая его детство), сумел подстроиться под кодекс чести преступника и даже подпал под его влияние, все же вспомнил о том, чему его учил наставник. В конце концов, все ошибаются, особенно в молодости. Ведь и у Томаса копился гнев: на деревню, на отца, который был жалким трусом и побоялся людской молвы, потому отрекся от своего незаконнорожденного сына. В детстве, разрываемый обидой и злостью на Четти, Томас открыто кричал, что готов убить его. Но что мы видим, когда он сталкивается с ним нос к носу на службе у Бергманса? Парень нехотя начинает понемногу оттаивать и детские обиды отходят на второй план, хотя одним из условий службы у Бергманса было именно унижение всей деревни и отца в частности: "Я хочу, чтобы они валялись у меня в ногах". Ростки добра, заложенные Сэмом в сердце Тома и развитые чистотой Беи, щедро заливают волны ненависти и злобы, проповедуемой Бергмансом, но, на удивление, ростки дают всходы и совсем не те, которых ждал Дьявол. Честно говоря, я даже удивилась выдержке Томаса, сумевшего удержаться и не преступить черту, которую он уже однажды преступал, когда, казалось бы, и отец Сэм был готов сдаться и совершить преступление во имя Добра.
Беа - милый Ангел
, укрывшийся от жестокости окружающих, а в особенности своего отца, за своей детской непосредственностью, очень своевременно появилась в жизни Томаса. Актриса очень миленькая, правда, соглашусь с Лилой, что ушки ей бы стоило скрывать
, но выглядела она очень гармонично и живенько, хотя и не так ярко на фоне остальных сюжетных линий. Я действительно испугалась в определенный момент, что она не вспомнит Томаса, потому что психологические травмы, особенно накладываемые на детские потрясения, нередко заканчиваются полным психическим расстройством. И в данном случае я была очень рада, что, быть может, немного по-киношному, но все же всё закончилось хорошо, а Зло(хоть отчасти и надуманное) проиграло свое генеральное сражение Добру.
Наконец, не стоит забывать о том, что фильм называется "Море", символизирующее собой неотвратимую силу, способную как наградить, так и уничтожить человека.